автономного округа – Югры
комплексный центр
социального обслуживания
населения»
По результатам исследования «Насилие в семье глазами учителей и воспитателей»
Выдержки из статьи О.Здравомыслова кандидата философских наук.
Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом –
Золотой мой, недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом, -
Все отсюда берет разбег.
А.Галич. Песня об Отчем Доме.
На протяжении всего 20 века, и особенно начиная со второй его половины, «Базовая» или традиционная концепция воспитания (воспитание послушного родителям и успешного в социуме ребенка) во многих странах, в том числе и в России, переживала серьезный кризис….Мощными стимулами разрушения традиций воспитания стали, во-первых, Вторая мировая война, вызвавшая резкие демографические изменения, крушение диктаторских режимов в Западной Европе, во-вторых, период знаменитых молодежных революций 1960-х годов – восстаний против родительского (в широком смысле) авторитета.
Советская Россия была в действительности глубоко включена в эти процессы. С одной стороны, катастрофа, которая произошла с мужским населением в 1930 и в период Великой Отечественной войны, разрушив массу семей, ослабила значение отцовской роли мужчины. Целое поколение выросло в условиях безотцовщины, т.е. в семьях, где главой и единственным кормильцем оказалась мать. С другой стороны, процессы, которые происходили в России в конце 1950-х и в 1960-х гг., хотя и не связывали напрямую с «конфликтом поколений», тем не менее обозначили водораздел между тогдашними «отцами» и «детьми». Поэтому есть серьезные основания предполагать, что изменения, обусловившие в конечном счете кризис традиционной, по сути авторитарной концепции воспитания, происходили в России не менее интенсивно, чем в Европе.
Этот кризис выразился прежде всего в том, что образ жизни старших перестал играть для младших роль ясного ориентира и образца…
В 1990-е гг в России напряженность и конфликтность в отношениях между людьми, «находящимися в постоянной истерике выживания», стали своего рода атмосферой, в которой живут семьи и воспитываются дети. Обратимся к анализу некоторых результатов исследования «Насилие в семье глазами учителей и воспитателей» (исследование проводилось автором статьи), в котором феномен насилия в семьях рассматривается именно в этом контексте.
Главная особенность нынешней атмосферы воспитания в семьях, отмеченная практически всеми участниками исследования, - возросшая отчужденность родителей и детей, дефицит душевности, ласки, эмоциональности, внимания к детям и их проблемам.
Наблюдения воспитателей:
Дети предоставлены сами себе. Родители и дети не разговаривают, между собой не общаются. Читать практически вообще перестали. Дети смотрят «злые» мультфильмы. Общение с родителями заменяется общением с телевизором, компьютером. Душевный контакт заменен материальным (накормили, одели). Выросло равнодушие к проблемам ребенка: родители гораздо реже, чем раньше, и с неохотой посещают консультации, организованные воспитателем, родительские собрания. Равнодушны даже к здоровью ребенка, поскольку зарабатывают где-то по договору и не могут взять больничный.
Наблюдения учителей.
Безответственное отношение к ребенку – особенно у молодых родителей. Нет души в воспитании ребенка. Нет стабильности, много внешних раздражителей – все это отражается на отношении к ребенку. Родители неласковы. Меньше выражают эмоции, проявление любви сведено к ее «покупке», через исполнение материальных желаний ребенка. Дефицит ласки и общения.
По мнению учителей и воспитателей, это результат воздействия общества на семью: находясь под гнетом страха «не справиться» с жизнью (обеднеть, потерять работу, заболеть), родители сами становятся неуверенными, уязвимыми и как бы теряют силы для любви к детям, эмоционально опустошаются, становятся раздражительными, агрессивными. Также появился новый социальный страх: неуспешность детей (ребенок, неподготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции, оказаться неудачником). Родительский страх перед жизнью проецируется на детей и делает атмосферу в семье более напряженной и агрессивной. Таким образом, гонка за материальным благополучием вытесняет из семьи добрые взаимоотношения и любовь.
Наблюдения участников дискуссии:
Дети стали более жестокими, у них плохо развита речь. Родители с утра до вечера зарабатывают деньги, их общение с детьми сводится до нескольких минут в сутки Последнее время стало заметно, что родители не хотят разговаривать с воспитателями о проблемах детей – нет времени. Стремятся только как можно скорее и надежнее подготовиться к школе, чтобы ребенок не оказался отстающим. Неудач ребенка стали бояться – «подгоняют их», не думая о психическом и физическом здоровье. Невроз у каждого второго ребенка. Пропал интерес к личности ребенка, к его переживаниям, его внутреннему миру, поскольку нет контакта, есть внешняя забота о ребенке, как о растении, т.к. по ребенку тоже будут судить об успешности родителей. Родители признают, что нет ни времени, ни сил заниматься детьми. У детей пропадает чувство защищенности, они теряются в этом мире, смешиваются понятия добра и зла.
По общему мнению участников дискуссии, семья – очень закрытая система, скрытны родители, дети тоже последнее время стали больше закрытыми. Тем не менее, можно утверждать, что жестокости по отношению к детям стало больше. Это выражается, прежде всего, в словесной агрессии родителей («дурак был, дураком и останешься» и другие выражения). По наблюдениям, и самим детям стало трудно сказать друг о друге что-то хорошее, негативное отношение к другому ребенку им выразить легче, потому что дети не получают «словесной ласки» в семье, они не умеют говорить добрые слова. Развить тему «какой у меня хороший ребенок» могут не все родители, а о том, какой он плохой, могут говорить часами.
Было заметно внутреннее сопротивление участников исследования признать такое явление, как насилие в семье. Представлялось, что насилие может быть только в неблагополучной семье (у наркоманов или алкоголиков). Наличие насилия – знак неблагополучия в семье. Физического насилия значительно меньше в интеллигентных семьях. Трудно было соотнести участникам, что внешне благополучную, интеллигентную семью нужно считать неблагополучной за то, что в ней существует психическое или эмоциональное насилие. Но «в благополучных семьях забитых детей нет, есть озлобленные». И в этих семьях есть насилие: «Мать приходит в детский сад и вместо ласковых слов только раздражается, кричит, торопит ребенка.»
«Девочка целый день переживает, что у нее оторвалась пуговица, потому что дома ее накажут – боится прихода матери»
«Девочка отшатывается от воспитателя, когда та ей делает замечание – ей кажется, что ее сейчас ударят, хотя не признает, что мать ее бьет. Сама мать в разговоре признает, что у нее часто «не выдерживают нервы»
«Девочка чем-то обидела отца (ей 5 лет). В наказание он не разговаривал с ней месяц. Девочка была этим потрясена и находилась в состоянии стресса. Отец считает, что это нормальная мера воспитания»
«Мальчик вынужден вымаливать отметки у учителей, унижается, эмоционально шантажирует учителей, потому что дома на него «давят» родители, особенно мать, требуя, чтобы он был успешным в школе»
И еще много примеров из жизни «благополучных» семей.
Анализ высказываний позволяет сделать вывод, что участники в понятия «жестокость» и «насилие» вкладывают разный смысл. Насилие, в их понимании, ближе всего к подавлению личности. И именно моральному и эмоциональному подавлению ребенка, поскольку физическое и сексуальное насилие, по их мнению, находится за «гранью нормальности»
Под моральным насилием чаще всего понимают давление на ребенка с целью добиться от него особых успехов, в то время как ребенок слишком мал, чтобы сопротивляться. Ребенок не может соответствовать слишком завышенным требованиям и от этого страдает, и даже может сломаться. Моральное насилие может также проявляться в унижении ребенка, «растаптывании» его как личности, например, контролируют каждую минуту жизни ребенка, день которого расписан по минутам. Родители думают, что это благо - их проявление любви и заботы, что так они научат его жить в этом мире, побеждать, чего-то достигать. Они не понимают, что ребенок – человек, которого нужно выпустить в жизнь, а «не запрограммировать». Результатом такого морального насилия становится деградация личности: безволие, низкая самооценка, пассивность, лживость, агрессивность, неспособность справляться с возникающими трудностями самостоятельно и другое. Насилие – желание полностью распоряжаться жизнью своего ребенка.
Говорить с родителями на тему о жестокости и насилии в семье, по общему признанию участников исследования, крайне трудно. Учителя, как правило, даже не пытаются, потому что у родителей сразу идет отторжение: «мало ли что происходит в семье, это их личное дело». При этом учителя признают, что ребенок остается в этом случае полностью беззащитным. Единственное, что могут сделать в этой ситуации дети, это найти себе «отдушину», т.е. друга-сверстника, компанию, но это далеко не всем удается, поскольку такие дети имеют трудности и в общении. И тогда, не выдержав, он уйдет из дома или не захочет больше жить…
Контактная информацияАдрес: гп. Пойковский, 3 мкр., д. 47
Схема проезда и прохода к зданию
|
Режим работы Понедельник – с 9.00 до 18.00 Вторник – пятница с 9.00 до 17.00 Суббота, воскресенье - выходной Перерыв – с 13.00 до 14.00 Отделение-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов работает круглосуточно, без выходных Порядок предоставления социальных услуг: • Отделения психологической помощи гражданам • Отделения социального сопровождения граждан • Филиала п. Каркатеевы понедельник-воскресенье: с 09.00 до 21.00 |
Директор:Елизарьева Елена Михайловна8(3463)20-09-60Часы приема:Вторник 14:00 — 17:00
|
Заместитель директора:Гущо Ольга Владимировна8(3463)20-09-61 |
Заместитель директора:Госедло Марьяна Николаевна8(3463)215863 |